Нематериальная мотивация сотрудников: проверенные способы, приносящие реальную пользу

Тема нематериальной мотивации сотрудников - одна из обсуждаемых в бизнес - среде. Сегодня уже не секрет, что построение бизнеса - это не только стартовый капитал и желание заработать. Это еще и непрерывный процесс совершенствования собственников бизнеса и топ - менеджеров.

В настоящее время в нашей стране и в соседних странах (да и во всем мире) частная компания, независимо от ее направления деятельности и капитализации, уже заслуживает уважения. Рост конкуренции в бизнесе, непростые условия работы с точки зрения несовершенства, а порой и бесчувственности законодательства представляют собой серьезные препятствия к устойчивому развитию.  Не стану говорить о профессионализме владельцев бизнеса или руководителей предприятий. Будем считать этот вопрос в компаниях решенным, и там работают профессионалы своего дела. И вместе с тем часто  ли  мы думаем  о глобальных целях своего бизнеса в целом? Часто  ли думаем  о поставленных своих личных жизненных целях? 

Необходимо, чтобы у руководителя эти вопросы были решены. И тогда помощь в решении таких же вопросов для ваших сотрудников станет одним из способов вовлечь их в интересную атмосферу, с границами шире служебных обязанностей.

Не   существует   четких  инструкций  для  успешного  бизнеса. Работает некоторая статистика по поводу средней продолжительности жизненного цикла бизнеса. Это период имеет продолжительность около 15-20 лет (при хорошем раскладе дел). Прошу помнить о том, что статистику нужно уметь читать. Большинство компаний вообще не доживают и до двух лет. Процесс приблизительно такой: 10 лет - рост, 5 лет - стагнация и затем падение. Бизнес почти как человек, только пропорции имеет другие.  Да и что такое бизнес для его владельца? Порой или даже чаще всего собственник понимает, что не он управлял бизнесом, а бизнес управлял им. Процесс - да, согласен, можно назвать бизнесом.   Но если собственник за время процесса не обеспечил себя гарантией того, что бизнес его может быть унаследован, то он, как минимум, должен обеспечить себя деньгами. И не деньгами из оборотных средств, а реальными денежными единицами.

И это  не заработанный, к примеру, миллион долларов, и вложенный в дальнейшую модернизацию с уверенностью, что следующие девять миллионов я уже заберу для себя. Почему такая уверенность, что заберу? Так один миллион же забрал. И это, по-моему,  ошибка. Потому что если не думать о наследовании бизнеса, то забрать для себя нужно первый миллион, забыв при этом об эфемерных девяти. Вообще тут можно было бы и закончить. Но тема у нас требует движения вперед. А вперед пойдут самые сильные. А значит и способы достижения результатов у них будут неординарные. 

Сотрудники - это главный капитал почти любого предприятия.

В современном бизнесе все шире используются различные способы поощрения  сотрудников. Происходит  процесс совершенствования моделей  управления. Подтверждением  этому может служить вывод, сделанный Германом Грефом после посещения Кремниевой долины. Он сказал, что не существует сегодня конкуренции в сфере производства товаров или услуг. Существует конкуренция моделей управления  и   нематериальная   мотивация  это   одна   и   составляющих.

Способность увлечь сотрудника процессом производства, давая ему понять, что он важен для компании.

Часто ли Вы, вернувшись из  очередной конференции, посвященной теме управления персоналом, делитесь секретами со своими подчиненными,  помогаете сделать будущее своего сотрудника более интересным? Помогали ли  правильно формировать его цели и пробовали ли вы сделать это естественно без модели «начальник-подчиненный».

В моем бизнесе в этом деле очень помогали навыки коуча. Ведь основа деятельности коуча - это умение задавать сильные и эффективные вопросы, ответы на которые раскрывают жизненный потенциал человека.  Я применял это в своем коллективе, и результаты от равного отношения с сотрудниками принесли мне реальные дивиденды. Обладание навыками коуча позволяет проведение коучинг сессий с сотрудниками внутри своей компании. Это тот случай, когда запрос сотрудника о желании бросить курить, в ближайшее время решить квартирный вопрос, пройти обучение для получения права управлять автомобилем и успешно сдать экзамены в условиях тотальной нехватки времени (отчасти из-за удаленности места работы от дома) и многое другое является задачей, которую помогает решить руководитель - коуч. Это довольно новая и интересная  возможность применения нематериальной мотивации - раскрывать  потенциал и способности своего коучи (в нашем случае одного из сотрудников). Так как после правильных и эффективных вопросов, люди выстраивают определенный алгоритм своих действий самостоятельно и «прокладывают маршрут» к достижению своих целей.

Основное отличие хорошего коуча от очень хорошего бизнес - тренера или консультата в том, что от бизнес - тренера выходят со способом, который мастерски дал тренер и словами: «Какой классный тренер» (консультант), а от коуча выходят с самостоятельным решением и словами: «Какой классный Я».

Сальвадор Дали сказал: «Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь».

А ведь как хочется в современном мире стремиться к совершенству. Хотя бы потому,  что это постоянный вызов самому себе.

Важно ли руководителю быть лидером? Мое мнение - да! Лидерство - это, прежде всего, постоянная работа над собой, решение своих самых сложных внутренних задач. Нет виновных в твоих неудачах, кроме тебя.  Недосмотрел, недоучил, недоучился.

А в ваших служебных успехах всегда львиная доля, привнесенная коллективом.

Радуйтесь своим неудачам, радуйтесь своим испытаниям, радуйтесь своим поражениям. Их преодоление сделает  вас более успешными и в бизнесе и в жизни и послужит сильнейшим нематериальным толчком для сотрудников.

Возврат к списку